О проекте

Проект осуществляется при поддержке Российского научного фонда (№ 19-18-00482)

Информация о проекте на сайте РНФ.

Проект направлен на выявление и описание всех линий взаимодействия России и Папского престола как центра католического мира в первой половине советского периода (1917–1958) путем введения в научный оборот нового массива документов по истории СССР – примерно 1500 писем представителей Ватикана в Советской России, хранящихся в зарубежных архивах. Проект позволит взглянуть на исторические процессы, происходившие в нашей стране в первой половине ХХ в., не с точки зрения партийных, государственных, карательных органов, а «снизу», с точки зрения рядового гражданина. Он создаст базу для переориентации отечественной историографии на написание внеинституционной, обращенной к рядовому человеку как актору исторического процесса истории, что соответствует современным тенденциям мирового историописания (социальная история, историческая антропология, постсекуляризационная парадигма в социологии религии).

Концептуальная новизна проекта заключается в том, что указанный массив документов дает возможность изменить точку зрения на историю советского периода первой половины ХХ в., поставив во главу угла взгляд рядового человека. Представители Ватикана, будучи приходскими священниками, активно пользовались информацией простых людей – своих прихожан, общались с представителями разных религиозных общин (не только католических, но и православных). В связи с этим их корреспонденция является уникальным и совершенно не введенным в научный оборот источником по истории России первой половины XX века. Такое изменение взгляда является актуальным для современной социальной истории и исторической антропологии, а также для новейшей социологии религии (постсекуляризационная парадигма: концепты «приватизации веры» и «де-институционализации религии»), которая предлагает изучать внутренний мир верующих, а не только механизмы функционирования официальных институций. Данный проект также может выступить как образец для последующих исследований: и источниковедческая часть и case study могут служить примером для изучения других конфессий, поощрять их освободиться от ведомственного подхода к изучению повседневной религиозной жизни.

Научная актуальность проекта заключается в том, что критически важно подтолкнуть российских исследователей переориентироваться на изучение внеинституционной истории и конфессиональности, что будет способствовать окончательному утверждению отечественных исследований советского периода в авангарде мировых Soviet and Communist Studies. Введение в научный оборот нового обширного документального массива, освещающего преимущественно «низовую» жизнь советского человека, будет способствовать такой переориентации отечественной историографии.

Члены рабочей группы

Руководитель проекта
Основные исполнители проекта
Исполнители проекта
  • Доммарко, Кьяра. Младший научный сотрудник ИВИ РАН, аспирантка Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД). Исполнитель проекта в 2019 г.
  • Жданова, Екатерина Сергеевна. Младший научный сотрудник ИВИ РАН, аспирантка Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • Фадеев, Иван Андреевич. Старший научный сотрудник ИВИ РАН.
  • Шебалин, Дмитрий Дмитриевич. Младший научный сотрудник ИВИ РАН, университет МГИМО МИД РФ.
  • Шебалина, Екатерина Олеговна. Младший научный сотрудник ИВИ РАН, университет МГИМО МИД РФ.

Международная научная конференция «Католики в Советском Союзе: свидетельства простых людей о радикальных трансформациях 1920-х — 1950-х гг.» (ИВИ РАН, 7-8 апреля 2020 г.)

В рамках проекта рабочей группой была организована и проведена международная научная конференция «Католики в Советском Союзе». Конференция была проведена в формате on-line.

С программой конференции можно ознакомиться здесь.

С видео-записью мероприятия можно познакомиться на YouTube-канале Центра по изучению истории религии и Церкви ИВИ РАН.

О конференции

В последнее время исследователями религий советского периода все более ощущается недостаточность для всесторонней реконструкции религиозной жизни ХХ века введенных в научный оборот источников. Большая их часть создана партийными или государственными органами, которые проводили жесткую антирелигиозную политику и часто исключительно предвзято смотрел на религиозную жизнь своих граждан. При этом официальные религиозные институции не имели возможности систематически собирать информацию о жизни своих членов. Их архивы в довоенные годы подвергались изъятию и уничтожению, а в более поздний период содержали крайне ограниченную информацию. В связи с этим особое значение приобретают источники, созданные верующими и укрывшиеся от глаз государственной цензуры. Это могут быть письма, дневники, воспоминания, особенно – по тем или иным причинам оказавшиеся заграницей.

Представляется, что больше поводов, а порой и возможностей связываться с заграницей и передавать туда информацию о жизни верующих в советской России имели члены Католической церкви, как духовенство, так и миряне. Кроме того, католики стали акторами глобальных социальных и политических трансформаций, имевших место в советской России в 1920–1930-е гг. В ходе Второй мировой войны на территории Советского Союза оказалось множество новых верующих-католиков разных национальностей, придерживавшихся как латинского, так и восточного обрядов.

В рамках конференции участникам было предложено сосредоточиться на поиске и анализе источников не государственного (не партийного) происхождения о жизни католического сообщества в СССР в 1920–1950-е гг.

Круглый стол «Католическая церковь и коммунистические режимы в Восточной Европе: опыт написания истории» (КЦ «Покровские ворота», 31 октября 2019 г.)

В рамках проекта членами группы был организован круглый стол «Католическая церковь и коммунистические режимы в Восточной Европе: опыт написания истории», посвященный обсуждению серии «Католическая церковь при коммунизме» под редакцией профессора Грегорианского Университета Яна Микрута.

Мероприятие состоялось 31 октября 2019 года  на базе культурного центра «Покровские ворота». Авторы издания рассказали, как Католическая церковь пишет свою историю, какие дискурсы и нарративы используются при написании истории ХХ столетия.

В рамках круглого стола редакторы и авторы исследований, специалисты по истории Католической церкви при коммунизме обсудили следующих проблем:

  • Католическая религиозность в условиях коммунизма: проблемы и методы исследования. Мирянские религиозные практики и образ Ватикана у верующих в Восточной Европе;
  • «Рука Москвы»? Роль и место советских органов в истории отношений Ватикана и руководства стран Восточной Европы: историографические клише и источниковая база;
  • Ватикан и его место в антикоммунистическом движении. Католицизм и антикоммунизм в религиозной среде. Место «Восточной политики» Ватикана в этом конструкте.

Репортаж о мероприятии был опубликован Агентством религиозной информации «Благовест-инфо».

Публикации

2019
2020
2021

 Документы

Письмо заместителя государственного секретаря Ватикана Дж. Пиццардо главе Папской миссии о. Э. Уолшу о помощи католическим священникам в Крыму. 11 ноября 1922 г. (англ.)

Письмо заместителя государственного секретаря Ватикана Дж. Пиццардо главе Папской миссии о. Э. Уолшу о помощи католическим священникам в Крыму. 11 ноября 1922 г. (перевод)

Свидетельство о последних днях жизни прелата Будкевича (с 3 по 31 марта 1923 г.) (франц.)

Свидетельство о последних днях жизни прелата Будкевича (с 3 по 31 марта 1923 г.) (перевод)

Письмо экзарха Леонида Федорова о. Эдмунду Уолшу о статье Р. Арского и политике советской власти в отношении религии. 23 мая 1923 г.

Письмо члена Папской миссии помощи голодающим А. Симонетти заместителю государственного секретаря Ватикана Дж. Пиццардо. 3 августа 1923 г.

Письмо священника Антония Малецкого, написанное из московской тюрьмы Могилевскому митрополиту архиепископу Э. де Роппу. Август 1923 г. (итал.)

Письмо священника Антония Малецкого, написанное из московской тюрьмы Могилевскому митрополиту архиепископу Э. де Роппу. Август 1923 г. (перевод)

Письмо члена Папской миссии помощи голодающим П. Цигута заместителю государственного секретаря Ватикана Дж. Пиццардо. 18 октября 1923 г.